|
Статья для каталога
к выставке "Между вещью и пустотой".
"Вещь веществует.
Веществуя, она дает пребывать собранию четверых земле и небу,
божеству и смертным..."
Мартин
Хайдеггер
Определение
Ю. Лотмана "между вещью и пустотой" представляет собой
универсальную философскую формулу, идеально приложимую к натюрмортам
Галины Каковкиной. В картинах "тихой жизни" (still life)
абсолютная неразличимость ("пустота" и "немота")
пространства развертывает свое содержание через вещи. Тайна этого
безмолвия и неподвижности, подобно зеркалу отражающая видения макрокосма,
обладает невероятно притягательной силой для художницы. Поэтому
именно этот жанр занимает главное место в иерархии ценностей, которую
она установила для своего искусства. Свойственные ее мироощущению
антиномии чувственного и сверхчувственного, реального и визионерского,
эмоционально-женственного и интеллектуально-мужественного стали
основой кристаллизации художественной концепции натюрморта.
На горизонтальной плоскости, параллельно
границам холста (как на сцене) по законам живописной номинации появляются
немногочисленные предметы персонажи: горшок, кувшин, драпировка,
несколько плодов или букет цветов. Среди них главную роль играет
сосуд. Черный, реже красный, он наделяется свойствами универсального
образа, сущность которого многопланова по структуре и многослойна
по смыслу. Неизменная приверженность Каковкиной к изображению одних
и тех же мотивов объясняется глубоко осознанным стремлением к утверждению
в искусстве Вещи: в архетипическом значении, философском понимании
и исторической ценности. В этом она близка Г. Гадамеру, утверждавшему,
что современный промышленный мир не только вытеснил зримые формы
культа и ритуала, но разрушил и самую Вещь в ее существе. Вещей
устойчивого обихода, которые несут в себе опыт, не допускают замены,
вокруг нас уже не осталось. Каждая стала лишь деталью. Тотальному
процессу "развеществления" Каковкина противопоставляет
в своих картинах предмет, явленный как Вещь средоточие возвышенного
и земного. Отношение к Вещи, веществу у нее отличается онтологической
весомостью, бытийной значительностью и властно-заклинательными интонациями,
что восходит к идеям М. Хайдеггера и ведет глубже, к духу Традиции.
Вещь как средокрестие немотствующей Земли и осеняющего Неба. Отсюда
происходят лапидарные формы и величественные пропорции ее "горшков",
хранящих тайны ритуала.
Каковкину мало интересуют материальные свойства
изображаемых ею черных сосудов, ибо материя, из которой они состоят
конечна и временна, в то время как форма Вещи бесконечна
и абсолютна. Так "горшки" и "кувшины" превращаются
в знаки, а их элементарная и одновременно таинственная экспрессия
воспринимается двояко: как герметически плотная поверхность, и как
бездонное сияние прорыв недр. Черная плоскость вещи
это неколебимая в своем "обете молчания" Преграда, предстающая
как посредник между явленным и скрытым. В символике черного цвета
вычитывается запредельная глубина Безосновного, о котором знали
мистики.
Вместе с тем ассоциации вокруг черного приводят
художника к особому пониманию красоты и поэзии тени. В европейской
традиции от Дионисия Ареопагита, Леонардо да Винчи до Мартина Хайдеггера
тень осознавалась как явное, хотя и непроницаемое свидетельство
потаенного свечения. Тени, уходящие в сердцевину черного сосуда,
темным ореолом окружающие лепестки цветов, мерцающие на границе
красных и белых кувшинов, олицетворяют поэзию невидимого. Средствами
живописного языка Каковкина раскрывает амбивалентную сущность Вещи,
сотканной из явного и тайного, постижимого и недоступного, видимого
и незримого.
Предметы созерцания Галины Каковкиной
знаки, архетипы Вещи. Среда обитания предметов в ее натюрмортах
метапространство Пустота. Разумеется, под "пустотой"
она понимает не какую-то отрицательную пустоту, беспредметность,
остающуюся равною себе, не пустую пустоту, не ничто, а пустоту как
вмещающую и впускающую открытость. Но отношение "Вещь
Пустота" это единство, связь и противоборство, в котором
слышится великий голос драмы мироздания. Вещь становится (или жаждет
стать) активной стороной, вытесняющей пространство, погружая его
в непроницаемую темноту своего существа. Но и пространство стремится
поглотить вещь, растворить ее в своем сиянии, опрокинув в нее голубизну
неба, мерцающие воды моря, холодный свет луны. Здесь, на пересечении
начал всех стихий Неба и Земли, Огня и Воды, рождается пластическая
космогония натюрмортов Каковкиной.
Основным структурным элементом композиции
картины экспозиции предметов становится Окно. Через
Окно открывается просветленная пустотность Неба. Окно, в духе иконической
традиции объединяет малые миры и "абсолютное пространство",
через него чувственный взор может созерцать запредельное. Per visibilia
ad invisibilia (от зримого к незримому).
Для искусства Галины Каковкиной характерно
особое внимание к духовному аспекту творчества, склонность к языку
символов, требующих интерпретаций и способных, таким образом, выявлять
глубоко сокрытое. В каждом творческом жесте художника ощутимо влечение
к теням сакрального мировоззрения. Поэтому образный и интеллектуальный
сплав, вычитываемый из ее картин, остается в чем-то загадочным и
неоднозначным.
Любовь Сапрыкина
|
|