Галина
КАКОВКИНА
художник
 
 
english статьи  
 
   

главная
 

галерея
 

выставки
 

музейные
собрания
 

черный пруд
 

проекты
 

статьи
 
   
     
 

Искусство "Первого откровения"

мальчик на прогулке11мая в Институте искусствознания в Козицком переулке, в самом центре старой Москвы некоторое количество "старых русских" москвичей побывало на открытии выставки, которая стала событием в жизни каждого из нас. Замечательно то, что в ней не было ни одного признака "шоу": не было радиорекламы, стыдливо называемой ныне "информационной поддержкой", не было телевидения (обычно это около часа пытки для всех присутствующих, путаница кабелей, туча невнятного народа - и всё ради сорока секунд показа с комментарием, в котором перепутаны имена и столько фактических ошибок, сколько можно вместить в данный отрезок времени).
    Институт искусствознания располагается в красивом особняке, которого не коснулось бедствие евроремонта, и поэтому там уютно и приятно. Сотрудники института организовали выставку нижегородской художницы Галины Каковкиной и сделали это со вкусом, знанием и умением. На открытие выставки пришли те, кто ценит искусство, а не суету вокруг него (таких оказалось довольно много), и те часы, которые они провели, рассматривая картины и беседуя с художницей и друг с другом, были потрачены не зря; они сложились в общение с Богом и Его творением, которое обогащает человеческую душу.
    Пейзажи и натюрморты Г. Каковкиной не только "выглядят", но и звучат, ведут разговор со зрителем. Вообще замечено, что пейзаж, написанный хорошим художником, меняется, и отныне, когда вдумчивый зритель въяве видит изображенный уголок природы, он замечает, что сквозь него он видит и ту картину, на которой этот уголок запечатлен. Это значит, что художник добился своего свершения; он поделился с другими частичкой своей души, вложенной в искусство. И вот, в нашем случае художница подарила нам свой взгляд на мир, и взгляд этот стоит того, чтобы на нем остановиться.
    Пейзажи на выставке были сгруппированы на две части, зимнюю и летнюю. В первой части главное — это ритм обнаженных деревьев, тайна снега, укрывающего землю, и светлые сумерки северного зимнего дня. который не столько дает свет, сколько обещает его. Деревья же увидены так, как видел их Боратынский:

Поэзии таинственных скорбей

Могучие и сумрачные дети.

Их форма, ритм, их расположения не только завораживают взгляд; они властно ведут мысли смотрящего от твари к Творцу, напоминают о Нем, заставляют видеть в себе не просто какой-то вид жизни, но часть жизни созданной и прекрасно устроенной. Как сказал один из выступавших на вернисаже, снег написан так, что видно: под ним — земля, это тварный мир в ожидании чуда пробуждения. И единственная человеческая фигура в этих пейзажах — мальчик с тонким и по-зимнему румяным лицом и с глазами, наполненными напряженностью ожидания такой силы, что кажется, что все остальные пейзажи — это мир, увиденный вот этими его большими и глубокими глазами. Такая вот сила художественного изображения: мы все как будто входим в эти пейзажи как в единое пространство и остаемся там все вместе, но вроде бы каждый — наедине с Богом.     Пейзажи Галины Каковкиной — часть русского искусства не только потому, что изображают северную природу, и не потому даже, что они как искусство многоплановы (это общепризнанное свойство русской живописи), то есть являются и "картинкой", и текстом, и действом, но главным образом потому, что вызывают у зрителя глубоко личное переживание, но не отъединяют его от других как "гордого индивида", а напротив, соединяют людей в некую мыслящую общность, в которой эстетические, чувственные, душевные переживания возвышаются до переживания духовного, в чем, собственно, и состоит принцип соборности.
    И еще одно свойство есть у этих зимних пейзажей: они прекрасно передают глубокое народное переживание Покрова как благодетельного укрытия от невзгод и напастей в ожидании возрождения, новой жизни. Мне однажды воочию привелось увидеть, до чего же удивительно совпали в России празднование Покрова Божией Матери и начало зимы. В тот год снег выпал на Покров в изобилии, хотя осень была теплая и зелень еще не сошла. Сначала было любование зелеными ветвями, склонившимися под снежным бременем, потом ветки стали трещать и ломаться, и стало ясно, что благодетельную милость Покрова можно почувствовать как милость только если правильно к ней подготовиться. Зеленые кусты и деревья ломаются под снегом, и весенние почки на них, не успевшие "уснуть", замерзают. Так и молодящиеся старички не в состоянии достойно, спокойно и с благодарностью встретить осень земной жизни, необходимость перехода в жизнь вечную их и страшит, и возмущает, и они любыми доступными им средствами — одеждой, гримом, спортом, развлечениями — пытаются изменить законы мироздания... Не таков зимний мир Галины Каковкиной: он аскетично сосредоточен, погружен в благоговейные размышления и доверчиво ожидает своего пробуждения. И милость Божия над ним.
    Приняв поучение зимней земли, мы убеждаемся, что правильно поняли художницу: полотно "Деревья, пашня" показывает момент пробуждения. На нем оттаявшая земля готова произрастить зелень, деревья, на первый взгляд все те же, зимние, на самом деле энергично вытягиваются к небу, а небо это, очень бледное, уже светло и обещает вот-вот брызнуть теплом солнечных лучей.     А летние пейзажи потрясают жизнью цвета и света, и в них тоже скрыта тайна, на полотнах некий прекрасный и таинственный мир; может быть, это мир до грехопадения, может быть, после всеобщего воскресения, а может быть — это временный земной мир, увиденный тем, кто знает вечность. Дороги на пейзажах уводят внимание вглубь картины, и по ним очень хочется пойти, хотя понятно, что за поворотом — тайна. Так вот взять и пойти? Ловлю себя на том, что в жизни я вряд ли пошла бы по неизвестной дороге, я для этого слишком осторожна. Значит, полотна лечат душу, снимают с нее слои отягощения опытом падшего мира, возвращают к исконной гармонии.
    Именно поэтому о живописи Галины Каковкиной хочется говорить как об уроках Первого откровения, как называется в богословии раскрытие Богом Себя в Творении, возвещение о Творце через тварь. Художник — и теперь зритель — проникает в первозданную сущность вещей в мире и за копотью и экологическим дисбалансом, за спешкой и поверхностью современной жизни видит мир, созданный добро зело и открытый человеку для жизни и красоты, для добра и любви — и видит его как совершенное творение Божие, и в творении, затаив дыхание, различает Творца.

М.А. Журинская, главный редактор журнала "Альфа и Омега
" для газеты "Православное слово" май 2000