|
Свой мир
В Республиканском музее изобразительных
искусств открылась выставка художницы из Нижнего Новгорода Галины
Каковкиной, члена творческого объединения "Черный пруд".
В экспозиции представлены работы, созданные за последние три года,
и малая часть "наивного искусства" раннего периода.
Живописью Галина начала заниматься в 17
лет и уже с 1976 года стала участницей областных и всесоюзных выставок
самодеятельного творчества, получила звание лауреата Второго Всесоюзного
фестиваля народного творчества, награждена медалью ВДНХ. Хотя художница
не получила специального образования, в отсутствии профессионализма
ее не упрекнешь. Я видела, как опытные "академисты" с
восторгом в глазах шли от ее работы к работе.
Вот так, от работы к работе, нарастает и
мастерство художницы. Сейчас Галине Каковкиной 34 года. Она достигла
невероятных успехов. Ее работы закуплены многими музеями, находятся
во Франции, Италии, Израиле.
В чем секрет художницы? Наверное, в том,
что автор в постоянных поисках максимальной свободы, и это позволяет
избавиться от любого "корсета штудии".
Однако интересно все же проследить исходные
соотношения "что" и "как". Галина постоянно
учится у больших мастеров, но учится с кистью в руках, и все это
находит отражение в ее "особом видении", выразившемся
в переосмыслении реалистических традиций. Вот появляется целый ряд
работ, стилистически уходящих в Средневековье, Возрождение. Ее полотна
объединяются в философские циклы, Галина показывает человека крупным
планом, но тема эта решается не средствами портрета-характеристики,
а в остром фантастическом ракурсе: "Женский профиль" (1979
г.), "Без названия" (1989 г.), "Белая луна"
{1989 г.), "Портрет неизвестной" (1990 г.).
Художница со всей страстью овладевает высоким
языком классического искусства, но не общепринятыми художественными
средствами, а своим внутренним чутьем, пониманием, душою.
С упорством проходит Каковкина самостоятельно эволюцию европейского
искусства живописи.
И вот исполненное тайны полотно "Вельможа в кресле". Из
зыбкой пульсирующей "паутины", образующей мерцающую, светоносную
ткань, являются образы: "Дама с голубым бантом", "Кавалер
с цветами", "Прогулка по парку", "Свидание".
Увенчанная нимбом-венком, головка "Женский профиль" (1989
г.) приковывает внимание нетрадиционным, неканоническим решением.
Все лица на портретах похожи, позы напряжены, люди смотрят на что-то,
как бы не замечая друг друга. Задумчивость персонажей бездонна,
потому что заключает в себе память о прежних воплощениях.
Призрачны образы Каковкиной из серии "Русь",
они светлы и музыкально-образны. Думается, что именно обращенность
к самобытным народно-хоровым истокам помогает преодолеть привычную
лубочность, воплотить в этой серии сложный драматизм России. В духовной
подоснове этих работ размышления художницы о судьбах народа нашли
яркое воплощение.
В 80-е годы в ее творчестве четко просматривается кредо; природа
человека, как и природа-вселенная вообще, составляют гармонию мироздания.
Композиционно каждая работа строится на
цветовых сполохах, наслаивающихся друг на друге, обнаруживается
тяга к слиянию, взаиморастворению или яростной схватке. Особенно
это прослеживается в пейзажах и натюрмортах: "Романтический
пейзаж", "Пейзаж с птицами", "Натюрморт",
"Васильки", "Осенний ветер", "Деревья на
берегу".
В 90-е годы мы видим, что Галина Каковкина
уходит в область другого космоса человеческой души. Мистические
импровизации художницы нам ближе, волнуют острее и в чем-то оказываются
тоньше.
В "Марте" (1991 г.), "Композиции
с дорогой" (1991 г.), "Зимних сумерках" ритмическая
организация разных планов способствует созданию эпического, где
сливаются в единое целое и ярусы черных полей, и деревья с натянутыми,
как струна, стволами, и нависшие над ними тучи.
Гротескные силуэты "пляшущих" деревьев, пронзительный
контраст неба заключают в себе не столько умозрительную символику,
сколько непосредственную духовную выразительность.
Для Галины Каковкиной характерно стремление
синтезировать в произведении качества, присущие разным видам и родам
искусства. Это как нельзя лучше соответствует универсальному представлению
о деятельности художника-творца, о его высоком предназначении.
Л. Новоселова
,
зав.
отделом Республиканского музея изобразительных искусств, для газеты
"Марийская правда" 17июля 1991 года
|
|