Галина
КАКОВКИНА
художник
 
 
english статьи  
 
   

главная
 

галерея
 

выставки
 

музейные
собрания
 

черный пруд
 

проекты
 
articles
статьи
 
   
     
 

Свой мир


    В Республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка художницы из Нижнего Новгорода Галины Каковкиной, члена творческого объединения "Черный пруд". В экспозиции представлены работы, созданные за последние три года, и малая часть "наивного искусства" раннего периода.
    Живописью Галина начала заниматься в 17 лет и уже с 1976 года стала участницей областных и всесоюзных выставок самодеятельного творчества, получила звание лауреата Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, награждена медалью ВДНХ. Хотя художница не получила специального образования, в отсутствии профессионализма ее не упрекнешь. Я видела, как опытные "академисты" с восторгом в глазах шли от ее работы к работе.
    Вот так, от работы к работе, нарастает и мастерство художницы. Сейчас Галине Каковкиной 34 года. Она достигла невероятных успехов. Ее работы закуплены многими музеями, находятся во Франции, Италии, Израиле.
    В чем секрет художницы? Наверное, в том, что автор в постоянных поисках максимальной свободы, и это позволяет избавиться от любого "корсета штудии".
    Однако интересно все же проследить исходные соотношения "что" и "как". Галина постоянно учится у больших мастеров, но учится с кистью в руках, и все это находит отражение в ее "особом видении", выразившемся в переосмыслении реалистических традиций. Вот появляется целый ряд работ, стилистически уходящих в Средневековье, Возрождение. Ее полотна объединяются в философские циклы, Галина показывает человека крупным планом, но тема эта решается не средствами портрета-характеристики, а в остром фантастическом ракурсе: "Женский профиль" (1979 г.), "Без названия" (1989 г.), "Белая луна" {1989 г.), "Портрет неизвестной" (1990 г.).
    Художница со всей страстью овладевает высоким языком классического искусства, но не общепринятыми художественными средствами, а своим внутренним чутьем, пониманием, душою.
С упорством проходит Каковкина самостоятельно эволюцию европейского искусства живописи.
И вот исполненное тайны полотно "Вельможа в кресле". Из зыбкой пульсирующей "паутины", образующей мерцающую, светоносную ткань, являются образы: "Дама с голубым бантом", "Кавалер с цветами", "Прогулка по парку", "Свидание". Увенчанная нимбом-венком, головка "Женский профиль" (1989 г.) приковывает внимание нетрадиционным, неканоническим решением. Все лица на портретах похожи, позы напряжены, люди смотрят на что-то, как бы не замечая друг друга. Задумчивость персонажей бездонна, потому что заключает в себе память о прежних воплощениях.
    Призрачны образы Каковкиной из серии "Русь", они светлы и музыкально-образны. Думается, что именно обращенность к самобытным народно-хоровым истокам помогает преодолеть привычную лубочность, воплотить в этой серии сложный драматизм России. В духовной подоснове этих работ размышления художницы о судьбах народа нашли яркое воплощение.
В 80-е годы в ее творчестве четко просматривается кредо; природа человека, как и природа-вселенная вообще, составляют гармонию мироздания.
    Композиционно каждая работа строится на цветовых сполохах, наслаивающихся друг на друге, обнаруживается тяга к слиянию, взаиморастворению или яростной схватке. Особенно это прослеживается в пейзажах и натюрмортах: "Романтический пейзаж", "Пейзаж с птицами", "Натюрморт", "Васильки", "Осенний ветер", "Деревья на берегу".
    В 90-е годы мы видим, что Галина Каковкина уходит в область другого космоса — человеческой души. Мистические импровизации художницы нам ближе, волнуют острее и в чем-то оказываются тоньше.
    В "Марте" (1991 г.), "Композиции с дорогой" (1991 г.), "Зимних сумерках" ритмическая организация разных планов способствует созданию эпического, где сливаются в единое целое и ярусы черных полей, и деревья с натянутыми, как струна, стволами, и нависшие над ними тучи.
Гротескные силуэты "пляшущих" деревьев, пронзительный контраст неба заключают в себе не столько умозрительную символику, сколько непосредственную духовную выразительность.
    Для Галины Каковкиной характерно стремление синтезировать в произведении качества, присущие разным видам и родам искусства. Это как нельзя лучше соответствует универсальному представлению о деятельности художника-творца, о его высоком предназначении.

Л. Новоселова
, зав. отделом Республиканского музея изобразительных искусств, для газеты "Марийская правда" 17июля 1991 года