Галина
КАКОВКИНА
художник
 
 
english черный пруд  
 
   

главная
 

галерея
 

выставки
 

музейные
собрания
 

черный пруд
 

проекты
 
articles
статьи
 
   
 
 
 

Галина Каковкина
В 1987 году мы были еще молоды и беспечны. Мы были художниками, давними друзьями, любили встретиться, поговорить об искусстве, о смысле жизни и о Спасении души. Мы писали картины и показывали их друг другу. Иногда устраивали выставки, дома или на даче. Но однажды все изменилось. Неутомимый Леша Сахаров раскопал где-то закон 1933 года "о добровольных обществах и объединениях" и пошел искать правду. Правды он не нашел, но удача ему улыбнулась. Время было перестроечное, власть должна была как-то измениться, чтобы остаться у власти, поэтому горком комсомола взял нас под свое крыло как "неформалов".
    Выставляться нам разрешили в кинотеатре "Рекорд" на втором этаже вестибюля, рядом со сквером, который назывался Черный пруд. Сначала каждую выставку надо было согласовывать, получать разрешение, проходить отбор. Потом на нас махнули рукой, не до этого.
    Вот тогда мы узнали головокружительное чувство свободы. Выставки шли одна за другой. Весной и осенью общие, между ними персональные и групповые. Работали много, будущее казалось необозримым, кровь кипела.
    Сначала нас было восемь. Я, Леша Сахаров, Леша Акилов, Яков Васильченко, Коля Сметанин, Гена Урлин, Коля Опыхтин и Сергей Суворов. Потом приняли Сергея Сорокина и под конец Наташу Панкову.
    Первой серьезной организацией, проявившей к нам интерес, был Чувашский художественный музей. Там, кстати, впоследствии и оказалась самая большая коллекция работ чернопрудовцев. Музей устроил нам выставку вместе с чувашской молодежью, потом еще две персональные: Коли Сметанина и мою. Мою потом перевезли в марийский художественный музей и там мне сделали экспозицию, которую я до сих пор считаю лучшей. В нашем родном нижегордском музее выставка Черного пруда прошла только к двадцатилетию объединения в 2007 году.
    А тогда Черный пруд просто всколыхнул город. Народ шел на наши выставки гурьбой, работы раскупались. Горький в советское время был закрытым городом. На выставки мы ездили в Москву, но и там интересного было не много. А у нас в городе совсем ничего, кроме соцреализма. Поэтому то, что мы показывали, людям казалось невиданной экзотикой. Вернисажей мы не устраивали. Но были обсуждения перед закрытием. Приходили многие. Кто-то возмущался, кто-то дивился, кто-то пытался понять. Больше всего ругались в книге отзывов, анонимно. Чего нам только не желали, например, отправить нас всех на общественно-полезные работы. Однажды я выставила одну вещь, которая называлась "Без названия". Вскоре в газете появилась статья под заголовком "Картины без названия и поиски без находок", где возмущенный автор недоумевал, куда смотрят власти.
    А власти разрешили нам поучаствовать на молодежной выставке. Нам на всех выделили один зальчик. В нем, конечно, развеска оказалась намного плотнее, чем везде, в три ряда, но народа в нем толпилось очень много.
    Потом посыпались приглашения со всех сторон. Мы сделали большую выставку на телевидении, в Кстово, в ДК Автозавода, в Москве (в Тушино), В Доме архитектора. В 1992 году галерея Кариатида пригласила чернопрудовцев поучаствовать в выставке "Другое поколение".
    После этого выставки Черного пруда прекратились на много лет. Это произошло естественным образом. Я, Панкова и Сорокин стали работать самостоятельно. Васильченко и Сметанин, а потом и Акилов стали иконописцами. Леша Сахаров стал старостой собора Александра Невского. И только в последние годы мы снова стали выставляться вместе. Большая выставка "Черный пруд 2007"(НГХМ) и выставка "Черный пруд. Диалоги об искусстве" (галерея "Вещь в себе") стали праздником не только для нас и наших друзей, но и для всего города. И я надеюсь, что история "Черного пруда" еще продолжается.

Галина Каковкина.